Вещилов Константин Александрович
Комната в доме Агафьи Тихоновны. Эскиз декорации к комедии Н.В. Гоголя «Женитьба»




Вещилов Константин Александрович (1878-1945)
Veshilov (Westchiloff) Konstantin Aleksandrovich
_______________
Русский художник, исторический живописец, пейзажист. Родился 27 (15) мая 1878 г. в Петербурге. В 1893-1896 гг. учился в Рисовальной школе ОПХ, в 1896-1898 гг. – в школе княгини М.К. Тенишевой, в 1898-1904 гг. – в АХ в мастерской И.Е. Репина. В ноябре 1904 г. за конкурсную картину «Иоанн Грозный после казанских побед» получил звание художника и годичное пенсионерство за границей, которое затем было продлено еще на год. В 1908 г. окончил Археологический институт.

Писал картины на темы русской и античной истории. С 1912 г. состоял художником Морского министерства и создал несколько картин, посвященных русско-японской войне. Работал в Италии и Франции, встречался на Капри с А.М. Горьким. В 1914 г. исполнил ряд этюдов Череменецкого монастыря. В 1905 г. получил премию имени А.И. Куинджи за картину «Прощеное воскресенье на Руси в XVII столетии», а в 1908 г. – премию ОПХ за картину «Стенька Разин на Волге». В 1914 г. вдовствующая императрица Мария Федоровна приобрела две его написанные в том же году картины «Прилив» и «Тюильри». Работы художника репродукировались в журналах «Нива», «Огонек», «Родина» и «Солнце России».

В 1910-е гг. эпизодически обращался к сценографии. В 1910 г. создал декорации к пьесе А.С. Суворина «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения» для театра Литературно-художественного общества. В 1913 г. работал над операми «Богема» Дж. Пуччини и «Кармен» Ж. Бизе в Театре музыкальной драмы. В 1914 г. стал заведующим декоративной частью театра Литературно-художественного общества.

В 1902-1908 гг. экспонировал свои работы на Весенних выставках в залах АХ, в 1904-1917 гг. – на выставках Общества русских акварелистов (с 1911 г. – член общества), в 1912 и 1916 гг. – Общества русских акварелистов, с 1914 по 1918 г. – ТПХВ, в 1917 и 1918 гг. на 1-й и 2-й выставках Общества имени А.И. Куинджи, в 1919 г. на 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств, в 1921 г. – на 3-й выставке Общины художников. В 1920 г. выполнил зарисовки участников II конгресса Коминтерна. Экспонировался также на выставках петербургского общества «Община художников».

В 1906 г. участвовал в создании петербургского Товарищества художников в качестве действительного члена. В 1916 г. участвовал в работе художественной секции петроградского Еврейского общества поощрения художеств. Участвовал в деятельности петербургского Общества взаимного вспомоществования русских художников и петербургского Общества имени А.И. Куинджи.

В 1922 г. эмигрировал во Францию. Жил в Париже, ездил на Корсику и Капри. Писал пейзажи акварелью. В 1928-1930 гг. работал декоратором, артистом и режиссером в Русском интимном театре Д. Кировой. В 1933 г. вошел в правление секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции. Персональные выставки состоялись: в 1927 и 1928 гг. в галерее J. Charpentier, в 1929 г. в галерее на улице St.-Honoré, в 1930 и 1931 гг. – в галерее Ecalle. В 1930 г. участвовал в выставке русского искусства в Белграде, а в 1931 и 1932 гг. – в Париже (d’Alignan; La Renaissance). Люксембургский музей в Париже приобрел картины «Утро в Бретани» (1928 г.) и «Динан» (1931 г.). В сер. 1930-х гг. уехал в США. В 1937 г. его выставка состоялась в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Умер 4 апреля 1945 г. в Нью-Йорке (?).

Произведения хранятся в ГРМ, Центральном военно-морском музее в Москве, Астраханской картинной галерее, Бердянском художественном музее, Дальневосточном художественном музее Хабаровска, Краснодарском краевом художественном музее, Нижегородском художественном музее, Одесском художественном музее, Омском музее изобразительных искусств, Самарском художественном музее и других крупнейших музейных собраниях.

***
1. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т. 2. М. 1972. С. 256.
2. Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939. Биографический словарь. СПб. 1999. С. 199-200.
3. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932 гг.). СПб. 1992. С. 39, 40, 59, 154, 165, 187, 206, 307.