Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
Кадеты. Эскиз костюма к одноактному балету «Бал кадетов»










Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
Benois Alexander Nikolaevich
_______________
Выдающийся русский театральный художник, график, историк искусства, художественный критик, музейный деятель, режиссер. Родился 3 мая 1870 г. в Петербурге, в семье архитектора и художника Николая Леонтьевича Бенуа1. Закончил частную гимназию К.И. Мая2. В 1887-1888 гг. был вольнослушателем петербургской Академии художеств3. В 1890-1894 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета и одновременно занимался живописью под руководством брата, Альберта Николаевича Бенуа4.

В 1890-1910-е гг. путешествовал по Германии, Италии, Франции, исполнил множество пейзажей. В 1896-1899 гг. и 1905-1907 гг. жил в Париже, Версале и Нормандии, где серьезно увлекся историей французского королевского двора XVII-XVIII вв. и искусством великих мастеров западноевропейской школы живописи.

Участвовал в качестве экспонента в выставках «Общества русских акварелистов» с 1891 г.5. В 1900 г. преподавал историю орнамента в училище барона Штиглица.

В 1890-е гг. был одним из главных основателей и идейных вдохновителей художественного объединения «Мир искусства»6, основанного на базе «кружка самообразования», организованного в кон. 1880-х гг. студенческой молодежью, которая стремилась к синтетическому восприятию явлений культуры. Его ядро составили выпускники частной гимназии К.И. Мая. С середины 1890-х гг. кружок возглавлял С.П. Дягилев, благодаря его усилиям в январе 1898 г. в музее барона Штиглица была организована «Выставка русских и финляндских художников», ставшая, по существу, первым публичным выступлением мирискусников7. Весной 1898 г. С.П. Дягилев при участии членов кружка и при поддержке Репина, Серова, Нестерова и Левитана организовал литературно-художественный журнал «Мир искусства», издателями которого стали княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов. Художественную политику журнала, первый номер которого вышел в ноябре 1898 г., определяли С.П. Дягилев и А.Н. Бенуа. Эстетическая платформа журнала основывалась на полемике с двумя основными тенденциями в искусстве XIX века – академизмом и передвижничеством. Этим тенденциям противопоставлялась идея синтеза искусств и особый род ретроспективизма, основанный на внимательном отношении к старине и многообразном использовании историко-культурных реминисценций. Важнейшей составной частью программы мирискусников было требование индивидуальности художественно-образного творчества, что побуждало их привлекать к сотрудничеству видных мастеров, принадлежащих к различным направлениям8.

В 1901-1903 гг. редактировал журнал «Художественные сокровища России» при петербургском ОПХ9, а в 1903-1904 гг. – журнал «Мир искусства».

В январе – феврале 1899 г. в музее барона Штиглица состоялась первая художественная выставка журнала, в которой участвовал и А.Н. Бенуа10. В 1900-1903 гг. в Петербурге состоялось еще четыре выставки журнала (четвертая экспонировалась и в Москве)11. Последний номер журнала вышел в начале 1905 г. из-за прекращения субсидирования12.

В феврале 1903 г. мирискусники объединились с московской выставочной группой «36 художников», в результате образовался Союз русских художников (СРХ). С 1903 по 1910 г. группа «Мир искусства» формально не существовала. Однако по инициативе С.П. Дягилева в феврале – марте 1906 г. состоялась выставка под этим названием13. В том же 1906 г. при содействии Дягилева мирискусники с большим успехом участвовали в выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне, которая затем экспонировалась в Берлине и Венеции. Эта выставка послужила толчком к организации «Русских сезонов»14.

В начале 1910 г. после закрытия 7-й выставки СРХ произошел раскол этого объединения, обусловленный различием в творческой направленности московской и петербургской групп. Непосредственным поводом к нему послужили «Художественные письма» А.Н. Бенуа, опубликованные в газете «Речь», содержавшие резкую критику творчества московских членов союза. Осенью 1910 г., после безрезультатных переговоров с московской группой, семнадцать петербуржцев во главке с А.Н. Бенуа вышли из СРХ и заявили о намерении создать самостоятельное общество под названием «Мир искусства». Первое организационное собрание состоялось в октябре 1910 г. А.Н. Бенуа выступил в качестве одного из учредителей15.

В начале 1911 г. состоялась первая выставка нового общества, показанная сначала в Петербурге, а затем в Москве. Последующие выставки, организованные в 1912, 1913, 1915, 1916 и 1917 гг., также экспонировались в обеих столицах (2-я выставка побывала в Киеве). В 1915 и 1916 гг. в Петрограде устраивались выставки этюдов, эскизов и рисунков. Основным критерием отбора произведений для выставок стало мастерство и творческая оригинальность16.

После Февральской революции мирискусники выступили со многими общественными инициативами и активно участвовали в выработке проектов переустройства художественной жизни России. В марте при их участии в Петрограде было созвано Особое совещание по делам искусств (т.н. «Комиссия Горького»), ставившее целью организовать охрану культурных и художественных богатств. В его состав вошли в качестве товарищей председателя А.Н. Бенуа и Н.К. Рерих17.

Участвовал в седьмой выставке Екатеринославского научного общества (1901-1914 гг.), состоявшейся в мае-сентябре 1910 г.18.

Входил в состав Высшего совета «Дома искусств» в Петрограде (1919-1922 гг.), созданного осенью 1918 г. по инициативе А.М. Горького, и участвовал в коллективной выставке художников-членов «Дома искусства», состоявшейся в мае 1920 г. в залах Общества поощрения художеств (ОПХ)19. Весной 1911 г. А.Н. Бенуа был избран почетным членом Орловского общества любителей изящных искусств20.

В 1906 г. был награжден Орденом Почетного Легиона. В 1913-1915 гг. работал в качестве художника и режиссера московского Художественного театра, в 1919-1925 гг. – Большого Драматического театра и Театра оперы и балета в Петрограде. В 1918-1926 гг. был управляющим картинной галереей и хранителем отделения французской и английской живописи Государственного Эрмитажа. В 1919-1922 гг. входил в состав Высшего совета петроградского «Дома искусств».

В октябре 1926 г. не вернулся из очередной командировки и остался во Франции. В эмиграции проявил себя преимущественно как театральный художник, работал в «Гранд-Опера» в Париже (1927-1934 гг.), «Ла Скала» в Милане (1927-1934 гг.), а также в крупнейших театрах мира: Лондона, Нью-Йорка, Вены. В 1927-1935 гг. был главным художником и режиссером-постановщиком труппы Иды Рубинштейн, осуществил 15 балетных постановок21.

Персональные выставки А.Н. Бенуа состоялись в Париже (1926, 1929, 1953 гг.), Лондоне (1936, 1937, 1939, 1959, 1960 гг.), Комо (1955 г.), Милане (посмертная, 1960 г.). Экспонировал свои работы в 1901 г. на первой выставке московской выставочной группировки «36 художников» (1901-1903 гг.), в 1909 г. на выставке вологодского Северного кружка любителей изящных искусств (1905-1922 гг.), в 1910 г. на выставке Екатеринославского научного общества (1901-1914 гг.), а также на выставках Санкт-Петербургского Общества русских акварелистов (1880-1918 гг.).

Занимался живописью (картины на русские исторические сюжеты), акварельными пейзажами и книжной графикой. Основные серии картин: «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-1898 гг.), «Версальская серия» (1905-1906 гг.), «Парад при Павле I» (1907 г.), «Наводнение в Петербурге в 1824 г.» (1929 г.), «Петергофские бани эпохи Екатерины II» (1940-е гг.); создал графические серии «Петергоф» (1918-1922 гг.) и «Версаль» (1922 г.), зарисовки Петрограда, иллюстрации к произведениям «Капитанская дочка» и «Медный всадник» А.С. Пушкина.

Среди его знаменитых театральных работ «Гибель богов» Р. Вагнера (1902 г.) и «Павильон Армиды» Н.Н. Черепнина (1907 г.) в Мариинском театре. Совместно с М.М. Фокиным он поставил спектакль «Петрушка» И.Ф. Стравинского (1911 г.) в театре Шатле, который многие годы входил в репертуар лучших европейских театров. В 1913-1915 гг. работал главным художником Московского Художественного театра, где участвовал в постановке спектаклей «Мнимый больной» и «Брак поневоле» Ж.-Б. Мольера (1913 г.), «Пир во время чумы», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина (1914-1915 гг.). Он участвовал также в оформлении спектаклей «Пиковая дама» П.И. Чайковского в Театре оперы и балета, «Слуга двух господ» К. Гольдони в Большом драматическом театре в Петрограде (1921 г.), «Рюи Блаз» В. Гюго в Комеди Франсэз в Париже (1927 г.), «Лебединое озеро» П.И. Чайковского и «Жизель» А. Адана (1948 г.) для антрепризы С. Юрока в Нью-Йорке.

Наряду с Л.С. Бакстом играл ведущую роль в создании декораций первых сезонов Русских балетов в Париже. Кроме того, оформлял спектакли в Мариинском театре и театре Ф.Ф. Комиссаржевской. Блестящий художник-декоратор, Бенуа обладал идеальным чувством сценического пространства, и его декорации составляли неразрывное целое с происходящим действом. Его тонкое чувство истории и последовательность в воспроизведении эпохи позволяли сделать каждый набросок идеальным воплощением духа времени.

Умер 9 ноября 1960 г. в Париже, похоронен на кладбище Батиньоль22.

В 1960-е гг. в советском искусствознании началась реабилитация творческого наследия художника. В 1970 г. состоялась ретроспективная выставка, посвященная 100-летию со дня его рождения. Его работы были выставлены в основной экспозиции многих центральных и областных музеев России. В 1988 г. в Петродворце в здании Фрейлинского корпуса, построенном по проекту Н.Л. Бенуа, был открыт Музей семьи Бенуа23.

Произведения художника хранятся в ГТГ, ГРМ, Астраханской областной картинной галерее, Киевском музее русского искусства, Смоленской художественной галерее, а также во многих крупнейших государственных и частных собраниях России и Западной Европы.
…………………………………………………………………………………………………..
1. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М. 1970. Т. 1. С. 363.
2. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 115.
3. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М. 1970. Т. 1. С. 363.
4. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М. 1970. Т. 1. С. 363.
5. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М. 1970. Т. 1. С. 363; Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 187.
6. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М. 1970. Т. 1. С. 363.
7. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 115.
8. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 115.
9. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 181.
10. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 116.
11. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 116.
12. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 116.
13. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 117.
14. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 115.
15. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 117.
16. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 117-118.
17. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 118.
18. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 61.
19. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 58.
20. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. Спб. 1992. С. 227.
21. Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939. Биографический словарь. Спб. 1999. С. 133.
22. Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939. Биографический словарь. Спб. 1999. С. 134.
23. Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939. Биографический словарь. Спб. 1999. С. 134.