Тито, Этторе (1859-1941)
Aide-toi le ciel t’aidera… («На Бога надейся…»)










Тито, Этторе (1859-1941)
Tito, Ettore
_______________
Итальянский художник, график, монументалист. Родился 17 декабря в Кастелламмаре-ди-Стабия (ит. Castellammare di Stabia) в Кампании. Учился в Академии изящных искусств в Венеции (ит. Academia di Belle Arti) у Помпео Мольменти (ит. Molmenti, Pompeo), там же с 1894 по 1927 г. преподавал. Согласно некоторым источникам брал уроки живописи у Джакомо Фавретто (ит. Favretto, Giacomo). Первый успех к нему пришел в 1887 г., когда его картина «Старый рыбный рынок в Венеции» была отмечена на Национальной художественной выставке в Венеции и затем куплена Национальным музеем современного искусства в Риме. Вдохновленный искусством прошлого, в 1906 г. обратился к мифологии в картине «Вакханалия». Его уникальный стиль явился удачным сочетанием декоративности венецианского барокко и свежести и непосредственности импрессионизма. В последующий период своей творческой деятельности получил несколько заказов на фрески, включая «Славу Венеции», выполненную в 1926 г. на пололке Венецианского павильона в Палаццо дель Эспозиционе в Риме. Он также расписал свод церкви Скальци в Венеции, его произведение заменило фреску Тьеполо, уничтоженную при бомбардировке города в 1915 г.
Его творчество – типичный образец венецианской школы с присущими ей мастерством и легкостью, серебристыми тонами, прозрачностью воздуха, элегантностью и живостью предшественников XVIII-го столетия. Глубиной и основательностью его произведения напоминают творения Болдини. Оба этих мастера владеют современной техникой письма с ее эмоциональностью, яркостью, дерзостью и некоторой провокационностью. Хотя они иногда уделяли большее внимание форме, нежели содержанию, это в целом характерно для мастеров венецианской школы, особенно – XVIII-го столетия, чьей основной целью было услаждать зрителя зрелищем красочности и великолепия.
Активно участвовал в выставках, в частности, Венецианской Биеннале (1895-1914 гг., 1920-е гг.), Всемирных выставках, неоднократно удостаивался премий. Член Королевской Итальянской Академии. Сотрудничал с журналами «The Graphic», «Scribner’s Magazine», «Punch». Умер в 1941 г. в Венеции. Произведения художника хранятся в музее д’Орсэ в Париже, Музее изящных искусств в Бостоне, музее Виктории и Альберта в Лондоне, Галереях современного искусства в Риме, а также в музейных собраниях Будапешта, Буэнос-Айреса, Венеции, Вероны, Палермо, Праги, Триеста, Турина, Флоренции и других.

***
Benezit. Dictionary of Artists. V.13. P., 2006. PP. 1003-1004.