Рундальцов Михаил Викторович (1871-1935)
Деревенский дом










Рундальцов Михаил Викторович (1871-1935)
Rundaltsov Mikhail Viktorovich
_______________
Русский художник, график, гравер. Родился 7 ноября 1871 г. в Петербурге в семье медальера-ремесленника, занимавшегося изготовлением рельефных печатей. Первые уроки гравирования получил у отца. В 1887-1892 гг. посещал занятия в качестве вольнослушателя в ЦУТР. Занимался в классе ксилографии и офорта у В.В. Матэ. Участвовал в ученических выставках и получил ряд премий. В 1890-е гг.работал для разных издательств, исполнял гравюры для журналов «Живописное обозрение», «Всемирная литература» и «Нива». Сотрудничал с ювелирной фирмой К. Фаберже. В 1892 г. оставил учебу, не окончив курса. Получил в Сибири должность гравера в книгоиздательстве П. И. Макушина. В 1895 г. получил должность художника-гравера Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге. В 1902 и 1906 гг. командирован от АХ за границу для совершенствования в технике офорта.
Исполнил гравированные портреты деятелей искусства: в 1890е гг. – А.С. Пушкина (с оригиналов О.А. Кипренского и В.А. Тропинина) и Л.Н. Толстого, в 1895 г. – А.Г. Рубинштейна (с оригинала И.Е. Репина), в 1903 г. – О.А. Кипренского (с автопортрета из Уффици во Флоренции), в 1904 г. – Г.И. СЕмирадского, в 1905 г. – И.С. Тургенева, в 1910 г. – М.А. Зичи, в 1916 г. – С.А. Траилина. Портреты П.И. Чайковского и великого князя Владимира Александровича купил Музей АХ. Создал портреты Николая II, наследника-цесаревича и других членов императорской семьи; был представлен ко двору и получил от императора перстень. исполнял гравированные копии с картин Эрмитажа и Русского музея. Рисовал для почтовых открыток (серии «Виды Петербурга», «Портреты российских императоров» и др.). разрабатывал экслибрисы. Периодически обращался к живописи, создал ряд пейзажей, портретов и натюрмортов.

Участвовал в весенних выставках АХ и выставках Товарищества художников, входил в состав общества «Мюссаровские понедельники». Был членом-учредителем Русского художественно-промышленного общества. В 1905 по ходатайству Матэ удостоен звания академика. В 1909 г. удостоен французского ордена «Les Palmes Académiques». Имел чин надворного советника.

В 1917 г. исполнил портрет А.Ф. Керенского, в 1918 г. — В. И. Ленина по фотографии М.С. Наппельбаума, офорт предназначался для тиражирования. Участвовал в праздничном оформлении улиц Петрограда к первой годовщине Октября (набережная Екатерининского канала). В 1919 г. экспонировал свои работы на Первой Государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде, в 1922 г. – на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине, в 1923 г. – на выставке «Русский книжный знак» в Казани.

В 1921 г. выехал в Ревель, затем перебрался в США и поселился во Флориде, в Майами-Бич. Вступил в местную Художественную лигу. Исполнял портреты государственным заказам, в частности, портрет президента США У. Хардинга. Был избран профессором гравюры Института объединенных искусств, основанным в Нью-Йорке Н.К. Рерихом. В 1930 г. провел персональную выставку в Нью-Йорке, экспонировал свои живописные и графические работы.

В 1930 г. переехал в Париж. В 1932 г. участвовал в Выставке русского искусства в галерее La Renaissance. В 1933 г. создал портрет великого князя Николая Николаевича по заказу Лейб-казачьего объединения. Создал гравированную серию ню. С 1933 г. участвовал в работе секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции. Стал последним председателем Общества русских художников имени И. С. Тургенева. Умер 2 ноября 1935 года в Париже Был похоронен в склепе этого общества на кладбище Пер-Лашез. В 1936 г. мемориальная выставка-продажа состоялась на аукционе Дрюо в Париже.

Был одним из крупнейших мастеров русской оригинальной и репродукционной гравюры кон. XIX — 1 трети ХХ в. Его произведения отличает невероятная тонкость исполнения, изысканный штрих, необычные цветовые решения.

Произведения художника хранятся в ГРМ, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других крупнейших музейных собраниях России.

***
1. 1. Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939. Биографический словарь. СПб., 1999. С. 504-505.
2. Федорова В. И. В. В. Матэ и его ученики. Л., 1982. С. 59, 68-72, 81, 198.