Песке Иван (Жан) Мечеславович (1870-1949)
Ривьера










Песке Иван (Жан) Мечеславович (1870-1949)
Peské Jean Misceslas
_______________
Украинский и французский художник, график, пастеллист, гравер. Портретист, пейзажист, писал пейзажи со стаффажем и городские виды. Родился 27 июля 1870 г. селе Голта Ананьевского уезда Херсонской губернии (ныне Первомайск Николаевской обл. Украины) в семье польского врача Яна Песке. Учился в гимназии в Киеве, по вечерам посещал занятия в художественной школе. В 1885-1888 гг. учился в Одесской рисовальной школе.

В 1889 г. приехал в Париж. Занимался в академии Р. Жюльена у Жан-Поля Лорана. В 1891 г. Октав Мирбо устроил его в журнал «La Revue Blanche» и познакомил с Galerie Durand-Ruel. Дружил с А. Тулуз-Лотреком (который учил его секретам литографирования) и «набидами» П. Серюзье, М. Дени, П. Боннаром, c Г. Аполлинером, а также с К. Писсаро, у которого научился искусству офорта. В 1895 г. Песке оказался полностью погруженным в атмосферу передовой художественной жизни Франции того времени, общаясь с самыми яркими художниками и участвуя в Салоне Независимых и cалоне Национального общества изящных искусств (фр. Salon de la Société Nationale). Его работы экспонировались на выставке набидов в галерее Le Barc de Boutteville, на Осеннем салоне, Салоне Тюильри и Салоне художников и граверов.

В 1901 г. журнал «La Revue Blanche» провел его персональную выставку. Был отмечен критиками Ф. Фенеоном и А. Александром. В 1901 г. женился на скульпторе Катерине Лушниковой (1870-1935). Много путешествовал по Франции, в частности, работал в Сан-Тропе, Сен-Жан-де-Монс, Барбизоне, Динаре и Аллонвиле. В 1902-1911 г. работал на пленэре в Барбизоне, там подружился с К.П. Кузнецовым. Очарованный городком Колюр (фр. Collioure) в Лангедоке, он часто возвращался туда, даже в период между 1910 и 1915 г., когда он жил в Борм-ле-Мимоза (фр. Bormes-les-Mimosas) в Провансе. В 1921 г. получил французское гражданство. В 1934 г. основал в Колюре Музей современного искусства.

Участвовал в многочисленных выставках, в том числе в салонах: Осеннем, Независимых, Тюильри, Национального общества изящных искусств, участвовал в групповых выставках во Франции. В 1925 г. показал офорты в павильоне «Искусство книги» на Международной выставке декоративных искусств в Париже. В 1940 г. провел персональную выставку в галерее Durand-Ruel в Париже, а в 1948 г. – в галерее Saint-Placide. В 1934 г. основал в Коллиуре, на юге Франции, художественный музей.

Писал импрессионистические пейзажи Бретани и юга Франции, портреты и натюрморты, любил изображать интерьеры и сцены материнства. Стилистическое разнообразие его работ впечатляет: выбор сюжета, использование простых композиций и ярких красок делают его близким импрессионистам, интимный характер изображаемых интерьеров роднит с «набидами», а пастели и акварели некоторые ставят в один ряд с работами А. Тулуз-Лотрека. Его манера работы с цветом, с яркими красками с удлиненными тенями напоминают о мастерах школы Понт-Авена. Создал также около 60 гравюр.

Умер 21 марта 1949 г. в местечке Ле-Ман во Франции. В 1950 г. мемориальная выставка художника состоялась в рамках Салона Независимых, в 1960 г. – в галерее International в Нью-Йорке, а в 1972 г. – в галерее Durand-Ruel в Париже. Последняя на сегодняшний день крупная персональная выставка (около 80 работ) состоялась в 2002 г. в музее Тесе в Ле-Мансе, а в 2003 г. переехала в Музей современного искусства в Колюр.

Произведения художника хранятся в музеях Колюра, Морла, Парижа, Ренна, Руана, Сан-Тропе и других городов Франции, а также Женевы и Варшавы.

***
1. Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939. Биографический словарь. СПб., 1999. С. 460-461.
2. Benezit. Dictionary of Artists. V. 10. P., 2006. P. 1229-1230.