Лукомский Георгий Крескентьевич (1884-1952)
Колоннада в Батурино перед реставрацией




Лукомский Георгий Крескентьевич (1884-1952)
Lukomsky Georgy Kreskentievich
_______________
Русский художник-график, архитектор, искусствовед. Родился 14 (2) марта 1884 г. в Калуге в семье инженера путей сообщения. Происходит из обедневшего дворянского рода, по семейным преданиям ведущего начало от Гедимина. Брат художника, Владислав Лукомский (1882-1945), был специалистом по геральдике и генеалогии. В 1890-е гг. учился в реальном училище и рисовальной школе П.И. Сычева в Орле, в 1901 г. – в подготовительных рисовальных классах Я.С. Гольдблата в Петербурге. После неудачной попытки поступить в АХ уехал в Казань и до 1903 г. учился на архитектурном отделении художественной школы у К.Л. Мюфке и Ф.Р. Амлонга. С 1903 по 1915 г. учился, с перерывами, на архитектурном отделении АХ в Петербурге. В 1904-1905 и 1907 гг. путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии, Германии и Польше, изучал старую и новую архитектуру. В 1907-1908 гг. жил в Москве, посещал занятия в Строгановском училище и в студии К.Ф. Юона, приводил в порядок путевые зарисовки, выполненные в Европе. Осенью 1908 г. вернулся в Петербург, общался с художниками группы «Мир искусства» и критиком С.К. Маковским. В январе 1909 г. впервые выставил в «Салоне» Маковского около 40 архитектурных зарисовок, три из которых приобрел Музей АХ. В октябре-ноябое 1909 г. провел персональную выставку в редакции журнала «Аполлон», в 1910 г. – выставку в Киеве. В 1915 г. под руководством профессора М.Т. Преображенского защитил в АХ дипломный проект «Здание университета в столичном городе» и получил звание архитектора-художника.

Путешествуя по русским и западноевропейским городам создавал серии архитектурных рисунков, тонированных акварелью, гуашью или пастелью. Исполнил многочисленные экслибрисы и книжные украшения; его итальянские зарисовки сопровождают первую публикацию «Стихов об Италии» А.А. Блока в журнале «Аполлон» (1910 г., №4).

Участвовал в многочисленных выставках: академических, СРХ (СПб., М., 1909-1910 гг.), МТХ (1910 г.), «Мир искусства» (СПб., 1910 г.), Нового общества художников (СПб., М., 1912, 1913, 1915 и 1917 гг.), «Салоне» В.А. Издебского в 1910 г., журнала «В мире искусства» в Киеве в 1910 г., Выставке современных художников в Одессе в 1910 г., Международной выставке в Брюсселе, Выставке русского искусства в Париже в 1910 г. и др.

С 1908 г. писал статьи, монографии и очерки-путеводители по архитектуре России и Западной Европы, публиковал их в журналах «Старые годы», «Зодчий», «Столица и усадьба», «Аполлон», «Искусство в Южной России». Выступал в защиту культурного наследия, одним из первых обратил внимание на историческое и художественное наследие старинного русского провинциального зодчества.

В 1915 г. окончил школу прапорщиков и некоторое время служил в инженерных войсках на фронте в Галиции.

После Февральской революции входил в состав Особого совещания по делам искусств, а также Всероссийской коллегии по делам музеев. Возглавлял Царскосельскую художественно-историческую комиссию, которая вела работы по описи и реставрации памятников Царского Села. В ноябре 1918 г. уехал в отпуск на Украину. Стал председателем архитектурного отдела при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины, провел регистрацию и опись многих зданий Киева. В нач. 1919 г. организовал и возглавил художественный музей, созданный на основе частной коллекции Б.И. Ханенко (ныне Музей восточного и западного искусства), составил описание и каталог его экспонатов. Перед приходом Белой армии в октябре 1919 г. уехал из Киева. Зиму 1919-1920 гг. провел в Ялте.

Весной 1920 г. выехал в Константинополь, затем – в Венецию и Берлин. В кон. 1920 г. обосновался в Париже. В 1921 г. организовал выставку русских художников группы «Мир искусства» в галереях La Boëtie и Devambez, где его работы составили самостоятельный раздел. Участвовал в выставке «Художники Императорской Академии художеств Петрограда» в галерее Magellan и Выставке русского искусства в Лондоне в галерее Whitechapel. Возглавил отделение истории архитектуры в Русском институте истории искусств. Сотрудничал в эмигрантских изданиях «Сполохи», «Жар-птица», «Накануне», «Последние новости», а также в журналах «Apollo», «The Studio», «Beaux-Arts», «Renaissance», «Emporium», «L’Amour de l’Art». Был иностранным корреспондентом советских изданий «Среди коллекционеров», «Жизнь искусства», «Красная панорама».

В 1928 г. состоялась его ретроспективная выставка в Центральном музее Татарской АССР в Казани. В 1932 г. его работы экспонировались на Выставке русского искусства в галерее La Renaissance. Провел персональные выставки в парижских галереях Le Goupy в 1920 г., Au Sacred u Printemps в 1925 г., Simonson в 1927 г., G. Petit и Varenne в 1928 г. и J. Seligmann в 1935 г. В 1936-1937 гг. в Париже и Лондоне прошла выставка рисунков старинных синагог, в 1937 г. – выставка зарисовок португальской архитектуры.

Продолжал публиковать статьи и книги по истории искусства на русском, французском, немецком и английском языках. В 1933 г. награжден премией Шарля Блана Французской Академии, а в 1935 г. – премией Национальной академии изящных искусств за труды по истории архитектуры на французском языке.

В 1940 г. поселился в Лондоне. Умер 5 марта 1952 г. в Ницце.

Произведения художника хранятся в Люксембургском музее, Музее декоративного искусства в Париже, музее Сфортеско в Милане и музее Корсини в Риме.

***
1. Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939. Биографический словарь. Спб. 1999. С. 393-396.